Ляхова Д. В., Шилин К. И.,
д. с. н.

ЖИВОЕ ЗНАНИЕ -
ДУХОВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

 

Современный кризис педагогики, обусловленный в основном эко-системным кризисом общества, имеет под собой и другие, существенные основания. Одним из них мы считаем отсутствие единой картины мира и ее выражения в современных типах и методах преподавания. Крайняя расчлененность научного знания на отдельные дисциплины отражается и на способах ее преподавания и системе педагогики в целом. По мере взросления и освоения данной системы в школе, дети все больше удаляются от истинного источника знаний – от Жизни, природы и общества, воспринимая информацию в виде готовых “шаблонов”, используемых в дальнейшем в различных комбинациях для дальнейшего обучения в старших классах и Высшей школе.

Привычка к использованию заранее заданных педагогами готовых “знаний-шаблонов” отражается на способности школьников к самостоятельному, творческому мышлению, которые неуклонно снижаются по мере взросления учащегося. Однако сама тяга Запада к шаблонам=стандартам и вообще к формальным нормам возникла не без умысла еще в античности. И умысел этот вполне определенный, объяснимый, а потому в принципе – должен и может быть снят.

Умысел достаточно прост до цинизма: превратить общество в законопослушных исполнителей воли власть имущих, а природу – в предметные средства властвования, в которые во все большей мере превращаются биосфера, становясь тем самым био- техно=>некросферой. И совсем не случайно, что по данным исследований, проведенных среди учеников средней школы, выяснилось, что по мере обучения у детей понижается уровень развития интуитивно-творческих способностей. Если среди первоклассников процент детей, способных к неординарному, творческому решению задач достаточно высок по стандартам современного общества, то к старшим классам интуиция и творческое мышление отходят на задний план, заменяясь привычными стандартными способами, привитыми им в процессе обучения (очень похожего на дрессировку).

Интересен тот факт, что подобная ситуация наблюдается только в общеобразовательных учебных заведениях.

В то время как педагогика в средней школе переживает кризис, система дополнительного образования, напротив, находится на подъеме, успешно и прогрессивно развивается, особенно в столице. Именно здесь воспитанники уже в период обучения в средних классах осваивают знания, по уровню соответствующие общеобразовательной программе, рассчитанной на старшие классы или первые курсы ВУЗов. В чем причина подобного положения вещей?

На наш взгляд, корень проблемы заключается в том, что в системе дополнительного образования химия, физика, биология и другие естественнонаучные знания, а также точные и филологические науки преподаются в комплексе с предметом исследования и другими дисциплинами, без отрыва от реальности. Хотя термин “преподавание” в данном случае не вполне уместен, поскольку научные дисциплины здесь, как правило, не преподаются, а исследуются учеником в тесном взаимодействии с учителем. Предметом исследования становится не расчлененное предметное знание, а сама Жизнь и природа в самом широком смысле этого слова, с постоянной опорой на практику. Как и в самой Жизни, здесь не происходит строгого разделения между отдельными дисциплинами. Смежные отрасли знаний ребенок воспринимает как нечто цельное, единое, состоящее из взимодополняемых явлений.
В основе такого метода общения-с-реальностью лежит не предметно-расчлененное знание, не наука, а Живое знание, концепция которого предлагается в данной работе. Точнее говоря, это по существу приближение к Живому знанию, но еще не оно само как таковое. Живым знанием в полном смысле оно станет лишь тогда, когда оно будет осознанно структурироваться как гармонично-организованное, экофильно-креативарующее, то есть целенаправленное на творчество жизни и себя и общество во имя творчества высшего уровня, то есть себя как Творца Жизни.

 

1. 1. Живое знание

Будучи сложным, многомерным моментом самой жизни и ее творчества экологично-творческой индивидуальностью, Живое знание берется в данной работе как средство эко(логического) воспитания, или эко-совершенствования личности, адекватное этой великой миссии современных и будущих поколений. Следуя диалектике=логике Гегеля и К.Маркса, Живое знание мы полагаем в качестве “ячейки-клеточки” метода восхождения от абстрактного к конкретному. В этом смысле Живое знание логически тождественно абстракции труда, или труду вообще, который по К.Марксу, есть “выражение жизни и утверждение жизни” (Маркс К. Капитал. Т.3, гл. 48). Аналогично труду вообще и Живое знание: оно в принципе есть “выражение жизни и утверждение жизни” человеком. А его антипод (и антитезис) предметно=умерщвленное знание есть по существу неявное, но совершенно определенное и с умыслом системно осуществляемое отрицание жизни человеком как потребителем, обществом потребителей, или “обществом массового потребления”.

Проблема определения того, что такое Живое знание в его функции и средства структуризации культуры и эко-воспитания – проста и сложна одновременно, хотя и в разных отношениях. Проста в том смысле, что все мы – в большей или меньшей мере – пользуемся им в процессе воспитания-образования интуитивно-эмоционально-образным, то есть Живым знанием (на уровне подсознания и “полуподсознания”, но не отдаем себе в этом отчета).

Сложности начинаются тогда, когда мы структурируем его в соответствии с научными, формально-логическими правилами-нормами-законами, которые мы считаем “естественными”. Но они для нас просто привычны. И в своей совокупности они представляют собой систему отрицания жизни с умыслом предметизации ее в систему предметных средств властвования. Как это получилось? И как выйти из этой ситуации, ставшей катастрофичной?

 

2. История Живого знания

Живое знание изначально-сущностно и перспективно. Оно представляет непреходящую суть даже предметно=научного знания. И вообще принципы расчленения знания были установлены исторически относительно недавно – в IV в. до н.э. в Греции, главным образом, Аристотелем. Именно Аристотель запредельно расчленил доантичное целостно-Живое знание и тем самым – вместе со своим учеником Александром Македонским - создал хорошо управляемое войско и столь же хорошо управляемое, социетальное общество. А вслед за ним Запад создал гражданское общество с его законопослушными гражданами (=конформистами, полузомбированными акторами).

Хотя само понятие “Живого знания” еще в XIX веке ввели русские славянофилы. Эти идеи поддержали блестящие мыслители прошлого, ведущим из которых, на наш взгляд, был В.С.Соловьев. Современным и грядущим поколениям еще предстоит осмыслить историческую роль этого классика русской философии. Как и Пушкин, он будет понят только в третьем тысячелетии или, как говорил Гоголь, лишь через двести лет (после смерти Пушкина). Поэтому время русской культуры еще впереди. Это будет время синтезирующего творческого духа.

Процесс расчленения Живого знания на предметные знания и необходимость их эко-гармонизации можно представить в виде следующей схемы:

 

 

ЖИВОЕ ЗНАНИЕ
\/
расчленение
(Аристотель. IV в. до н.э.)
  \/  
ПРЕДМЕТНОЕ   ЗНАНИЕ
\/   \/
Дальнейшее расчленение   Эко-гармонизация
\/   \/
ЭКО-КАТАСТРОФА   ЖИВОЕ ЗНАНИЕ

 

 

Предметное знание – это запредельно-расчлененное Живое знание. Тогда как Живое знание есть еще не расчлененное, а также вновь гармонизируемое предметное знание. В этой двусторонней формуле заключена суть эко-гармонизации-креативизации науки.

Возникает сомнение, а хватит ли жизни нашего поколения, а также жизни наших детей и внуков, чтобы решить проблему, как этого требует эко-ситуация? Мы считаем, что шанс есть и он заключается во внутреннем, духовном, творческом самопересотворении себя в творческую индивидуальность гораздо более высокого уровня, чем мы сейчас являемся. И тогда мы освободимся от необходимости затрачивать огромную массу сил-энергии-средств человека и природы на ту борьбу человека против природы, которая пронизывает ныне всю западную техно-цивилизацию, включая структуру науки (и даже логики и философии). При развитии науки в Живое знание необходимость в этом отпадает и все силы: свои и Природы – человек сможет направить на всеобщее творчество Жизни.

Таким образом, основная миссия-цель-смысл Живого знания – восстановление нашего изначального гармоничного единства с Живой Природой, или биосферой Земли, а во имя этого – возвращение к естественности развития индивидуального творческого многообразия учителей и обучаемых.

 

3. Современное состояние педагогики и научного знания в образовательных системах западного типа

Для современной (западной) системы “наука-образование” характерно разделение по профессиям=дисциплинам, учебным предметам. В этом смысле все, работающие в системе “наука-образование” - это профессионалы= “предметники” и как носители научного знания, предметно-расчленяющего их, и разъединяющего нас с природой, мы являемся (вопреки нашим желаниям) проводниками пути в экологическую бездну.

По социально-психологической статистике, творческие способности падают с возрастом, в силу запредельной предметной расчлененности учебного знания.

Но самое основное, чем мы разрушаем нашу гармонию с природой, это расчленение знания на естествознание и гуманитарное знание. Казалось бы, и нас уверяют в этом, здесь просто действует “естественное” разделение труда, проявляющееся-де в расчленении знания. Тем не менее, этим способом мы сами создаем пропасть между собой и природой.

Проблема состоит в том, чтобы заполнить вакуум, связать два разрозненных типа знания в одно, Живое целое. Эта, вроде бы внешне простая задача, на самом деле оказывается невероятно сложной. Ибо предметность, ориентация на “пустое” (по Гегелю), то есть предметное бытие человека и его деятельности ныне тотальна, пронизывает все сферы современной, техногенной цивилизации, а потому развивая предметное знание в Живое, мы должны иметь в виду развитие и всей цивилизации в нечто, качественно более совершенное, в культуру творчества Жизни. Ведь даже биология расчленяет знание о живом на какие-то узкие предметные области и в результате живое исчезает. Жизнь уходит под нашим пристальным, предметно-аналитическим взором и действием.

Современная наука, особенно естествознание, техникознание, полтитико=экономико-центрированное знание несут незаметную, но достаточно определенную тенденцию не только на разъединение человека с природой, но и с другими людьми. Медики, психологи, педагоги и даже востоковеды поступают точно так же. Все мы рождены и действуем в этой предметно-расчленяющей парадигме. Тем самым гармония человека с природой (существующая изначально на Востоке), разрушается. Своим предметным знанием незаметно для самих себя мы понижаем свой творческий потенциал, но еще хуже придется нашим детям, ибо мы всю биосферу превращаем в техно-некросферу.

Именно эта структура и должна быть перестроена, сгармонизирована. Существующую ныне педагогическую систему, основанную на расчленном знании можно-должно развить посредством Живого знания, передающего творческий порыв своей гармонизирующей структурой. Для современной педагогики выход из тупика заключается в приобщении к Живому знанию, в том числе к искусству, к той гармонизирующей структуре гуманитарно=художественного знания, которое недооценивается современной наукой, в том числе и педагогикой. Необходимо, одумавшись, осознав бесперспективность сегодняшней ситуации, сгармонизировать профессиональное и педагогическое знание и посредством этого повысить творческий потенциал свой и следующих поколений. И есть серьезный опыт такого развития системы образования в систему творческого совершенствования личности.

Козлачков В.И. – инженер, представитель технознания, но в то же время и педагог (с кандидатской степенью), и социолог (с докторской степенью) – за один семестр повышает профессиональную надежность и творческий потенциал своих слушателей в 4-5 раз. А метод вроде бы простой: “сжатие” предметно=понятийного знания в художественно=образное. В итоге резко уменьшается общий объем материала, необходимого для усвоения, но главное – меняются его качество и эко-социальные функции: из негативно=экофобно=разчленяющих они становятся позитивно=экофильно=гармонизирующе=объединяющими. Проще говоря, наука вновь превращается в искусство. А искусство, на наш взгляд, является наиболее экологически перспективной сферой культур Востока и Евразии.

На Востоке и поныне существуют иные нравственно-эстетические-логические, то есть общекультурные нормы самосовершенствования личности, как в искусстве, так и в обыденной жизни, в свободном общении с другими личностями и живыми существами в целом. Единение искусства, востоковедения, психологи, социологии и педагогики будет серьезным этапом на пути к гармонично=гармонизирующему, Живому знанию. В традициях наших культур заложены большие экологично=гармонизирующие потенции, нежели в естествознании, технико-знании, экономическом знании, экономике и западной цивиизации вообще. Как экологи, мы все время работаем на стыке многих наук и культур и мы видим, что, несмотря на сложность проблемы, ее решение все же возможно.

 

4. Создание метапедагогики и развитие творческой индивидуальности будущего

Введение в современную педагогику принципов и методов Живого знания позволяет перейти к созданию метапедагогики и творческой индивидуальности будущего, когда на смену субъект-объектным отношениям между тремя составляющими процесса обудения: Учитель- Ученик – Природа=Жизнь возникнет новый тип отношений взаимодополнения и творческого взаимопроникновения. Иначе говоря, данный метод предполагает снятие существующего противостояния Человека и Природы, того противоречия из которого проистекает разрыв между:

1) гуманитарным и естествознанием;

2) учителем и учащимся;

3) “знанием о” (чем-то внешне-предметном для человека и природы) и его Творцами и носителями.

Возрождение целостности живой действительности и поддержания-развития гармоничного общения с нею нужно начинать с развития науки в Живое знание и осмысления посредством него ситуации, уровня и типа развития своей творческой индивидуальности.

Живое знание – экофильно, то есть исходит из любви к Природе и человеку, уважения к ним и заботе об их дальнейшем существовании и развитии, особенно – о самосовершенствовании и воспитании духовно-творческой индивидуальности. Наша задача в том, чтобы регармонизировать, гармонично ревитализировать (от “вита” - жизнь) научное знание вновь в Живое. Потому что каждый учитель, как воспитатель, как представитель старшего поколения, так или иначе, передает свой личный Живой опыт – через знание, которое по своей сути является Живым (интуитивным) знанием, хотя мы и отдаем себе в этот отчет.

Таким образом, профессионально-предметное знание выполняет многомерную функцию:

1) информирования о внешней и/или внутренней ситуации;

2) поддержания связи данного живого существа с остальным миром Жизни в рамках целостной, желательно гармоничной системы;

3) подчинения людей и природы воле властвующей страты, - во имя чего осуществляется многоуровневое расчленение-разъединение человека и природы, и еще более того – атомизация=предметизация=технизация=умерщвление жизни.

Первые две задачи – подлинно общечеловечны и эко-гармоничны, третья – характерна лишь для антагонистично=социетальных систем, создающих науку и прочие предметно=предметизирующие средства властвования. Ныне наступил рубеж гармонизации предметного знания в Живое как средство донесения обобщенного гармонизирующего опыта следующим поколениям. Вместе с ними мы не можем не взять на себя всю полноту нравственно-духовно-творческой ответственности за дальнейшее сохранение-развитие всех системы Жизни на Земле – в естественном соавторстве с самой Жизнью

Детей нельзя воспитывать, как мы привыкли, в рацио=бездушии. Так в Америке детей с малых лет калечат духовно, приучая к рынку, к деньгам, к бизнесу. Это губит нравственные потенции, эмоциональную связь ребенка с миром жизни. В настоящее время то же насаждается и у нас, и человек становится безразличным к жизни другого человека, и к природе. А изначально в культурах Востока была, и сейчас еще сохраняется боль за природу и гармония с природой. И в этом смысле Восток является фундаментальным основанием, на котором мы можем создавать нашу стратегию развития творческих потенций нас самих и будущих поколений, гармонично объединив с культурами России по принципу взаимотворчества во имя развития собственной самобытности, вложив эту духовно-творческую стратегию в соответствующим образом структурированное Живое знание. Тем самым нам предстоит наполнить наши культуры их прогнозно=гармонизируще=программирующим смыслом, то есть нацелить их на необходимое развитие Человека, как творческой индивидуальности.

 

Заключение

Предлагаемый сборник статей может стать своего рода программой повышения творческого потенциала личности педагога и учащегося. Однако, приведенные здесь статьи не дают конкретных методических указаний, шагов=этапов на пути к реализации идеи Живого знания. Единственный способ воплощения его идей – воспитание педагогом себя, как творческой индивидуальности будущего и через этот процесс реализация=выражение своего творческого потенциала в тесном взаимодействии с Природой, биосферой. Назрело время для выдвижения на передний край истории творческой индивидуальности и соответствующего ей типа Живого знания, посредством которого можно будет регулировать творческое общение в процессе самосовершенствования и творчества Жизни.

Таковы краткие педагогические выводы из серии работ “Живое знание”, включая Энциклопедию Живого знания (См. литературу).

Итак, основная цель Живого знания – подвести итоги и гармонизировать в Живое целое те предметно=расчленные знания, которые ныне даются во всей системе образования мира, в том числе и России (исключая лишь начальное образование в некоторых странах Востока, в частности Японии). Основным принципом организации такого знания – как средства самосовершенствования творческой индивидуальности - является гармония, то есть гармония в самом широком, всеобщем смысле, снимающая противоречие (а значит, и диалектику), активно=предметно=деятельное отношение субъект-объектного господства (а значит, и теорию познания современного типа).

Осознанное введение Жизни=Творчества, Любви=Гармонии=Добра в педагогику позволило бы Человеку=человечеству благополучно пересечь тот рубеж, тот “перекресток”, за которым наиболее вероятное будущее – полнейшая эко-катастрофа. Таким образом, Живое знание есть Стратегия гармонизации современной катастрофичной ситуации, а новая система образования, гармонизируемая им, становится основной линией “взлета” России-мира. Можно сказать, В.Соловьев, П.Сорокин, В.Вернадский и другие начали создавать (а мы сегодня продолжаем) основания постцивилизационно=интегрально=гармонизирующей культуры и педагогики, стержнем которой должно стать, по идее, Творчество Человека=Творца современным человеком, творца Жизни новых уровней.