Виктор Дроганов,
семейный психотерапевт

ГИПОТЕЗЫ О ПОЯВЛЕНИИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ1
И ЦЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ ЖИВОЙ МАТЕРИИ

 

Проблема смысла, цели и времени человеческого
бытия является самой главной и центральной, и
какой-либо вопрос становится философским лишь
тогда, когда он приводится в прямую связь
с проблемой смысла человеческого бытия..

Н.Н.Трубников.

 

Вопрос о происхождении жизни на Земле до конца так и не изучен. На роль истины в этом вопросе претендуют две концепции.

Первая – это концепция возникновения «живой» материи из «неживой».

Вторая концепция основа на теории, что «все живое из живого». Здесь выделяют три варианта. Согласно одному варианту, «зародыши жизни» занесены на Землю из глубин космоса, где они существуют вечно. Согласно второму, «зародыши жизни» занесены на Землю метеоритами, выбитыми с поверхности обитаемой планеты. Согласно третьему варианту, в процессе эволюции появляются разумные виды, которые и переносят «зародыши жизни» с планеты на планету.

Все варианты концепции возникновения «живой» материи из «неживой», а также первый вариант концепции «все живое из живого» предполагают, что с гибелью Земли, погибает и вся живая материя, т. е. эволюция жизни не имеет смысла.

Второй вариант концепции «все живое из живого» хоть и предполагает, что с гибелью Земли, живая материя Земли полностью не погибнет, но не объясняет, зачем в таком случае живой материи создавать разумные организмы.

Согласно третьему варианту концепции «все живое из живого», - эволюция живой материи идет целенаправленно и появление разумных организмов это закономерный процесс. Разумный вид – это конечная стадия развития живой материи. Следующий этап развития живой материи начнется в других Мирах и пройдет такой же цикл – от «зародышей жизни», до разумных живых организмов. Т.е. живая материя в Космосе размножается.

Другими словами, третий вариант концепции «все живое из живого» является единственной научной концепцией объясняющей, зачем живой материи нужны разумные организмы. По этой концепции, живая материя Земли является единым целым, т.е. своеобразным многовидовым организмом (суперорганизмом), в котором особи выполняют функцию клеток, а виды – функцию тканей и органов.

Каждый вид выполняет свою функцию. Одни виды снабжают организм энергией, другие - кислородом, третьи – выполняют функцию яйца (зародышей жизни), четвертые являются частью репродуктивной системы и т. д.

Согласно данной концепции, разумные организмы являются частью репродуктивной системы Живой материи Земли. Конечная цель (функция) жизни разумного вида – это доставка зародышей жизни на планеты своей Галактики, и даже за ее пределы.

Достижение конечной цели отодвинуто во времени (поэтому мы ее и не осознаем) и происходит через достижение множества промежуточных целей. Достижение промежуточных целей происходит с помощью потребностей.

Потребность есть нужда организма, общества, вида, живой материи в средствах необходимых для выживания, проживания, физического и духовного развития и прогресса. Учитывая, что программы поведения являются средствами выживания, их относят к потребностям.

С моей точки зрения, новой потребностью (средством выживания), без которой у человечества нет будущего, является умение решать проблемы методом конструктивного спора.

Дело в том, что, по заключению экологов, если и дальше человечество будет решать проблемы методом неконструктивного строя, то в недалеком будущем, даже без ядерной войны, в окружающей среде наступят необратимые явления (глобальный экологический кризис), и она станет непригодной для жизни человека.

На первый взгляд, кажется, что мы должны немедленно разработать и реализовать программу воспитания направленную на формирование у населения навыков решения проблем методом конструктивного спора.

Но, это не совсем так. Если проследить за эволюцией живой материи с момента ее зарождения до сегодняшнего дня, то мы придем к выводу, что в процессе эволюции живая материя, изменяла окружающею среду до такой степени, что она для многих видов становилась непригодной для жизни. Но, что интересно, на смену вымершим видам приходили новые виды, которые по отношению к предыдущим, (если так можно сказать) были более разумны. Вполне возможно, так называемые экологические катастрофы это вовсе и не катастрофы, а закономерный процесс, генетически детерминированный. Действительно, одноклеточные безъядерные организмы изменяли окружающею среду около 1 миллиард лет. И изменили ее до такой степени, что для многих видов одноклеточных безъядерных организмов она стала непригодной для жизни. Но, на смену им пришли одноклеточные ядерные организмы, которые были более совершенны. И вероятно, в смерти динозавров повинны сами динозавры. Их жизнедеятельность сделала окружающею среду не пригодной для жизни динозавров, но зато пригодной для жизни млекопитающих, в том числе для человека. Если данное предположение, верно, то следующий глобальный экологический кризис (ГЭК) хоть и приведет к гибели человечества, но станет благом для живой материи в целом, так как приведет к появлению более разумного вида.

Т.е. дальнейшая эволюция живой материи может идти по двум сценариям.

Первый сценарий. Эволюция живой материи уже прошла эмбриональную стадию. В этом случае, функция размножения возложена на человечество, и мы в недалеком будущем научимся решать проблемы методом конструктивного спора и тем самым отодвинем наступление ГЭК в далекое будущие.

Второй сценарий. Живая материя еще находиться в эмбриональной стадии.

Если эволюция и в дальнейшем будет идти в таком же темпе, в каком она шла прежде, то те разумные виды, которые появятся через 1 -2 миллиарда лет, будут также отличаться от человека, как человек отличается от амебы или от первых многоклеточных организмов. Т.е. в этом случае на человечество возложена не функция размножения, а какая то другая функция. Какая?

Здесь можно выделить три варианта:

Согласно первому варианту - человечество должно вначале создать, а потом уступить свое место, некому симбиозу человеческого мозга и биоинженерных устройств, т.е. киборгу.

Согласно второму варианту - человечество уступает свое место не киборгу, а созданному им же, человечеством, методом генной инженерии новому разумному виду, виду – умеющему и желающему решать проблемы методом конструктивного спора.

Согласно третьему варианту - функция человечества идентична функции синезеленых цианобактерий. Т.е человечество, как и синезеленые цианобактерии должны фундаментально изменить биосферу (т.е. деятельность человечества должна привести к ГЭК). Разница между ними только в том, что синезеленые цианобактерии трансформировали восстановительную геохимическая среду в оксибиосферу ( В. А. Зубаков,), а в какую биосферу мы трансформируем оксибиосферу, пока неизвестно.

Если действительно последнее предположение, верно, то тогда живая материя, в целом, заинтересована в том, чтобы ГЭК наступил как можно раньше. Так как в этом случае, у живой материи останется больше времени для создания зародышей жизни и доставки их в другие Миры.

Резюме. Живая материя Земли является единым целым, т.е. своеобразным многовидовым организмом с продолжительностью жизни около 10млрд. лет. В этом организме, особи выполняют функцию клеток, а виды - функцию тканей и органов. Функция разумных видов (человечества?) - доставка зародышей жизни в другие Галактики (цель эволюции). Смысл жизни человечества – формирование и отбор программ поведения, направленных на достижение конечной цели.

 

1Понятию целенаправленности придается здесь достаточно широкий смысл, не обязательно включающий осознанное поведение, а только поведение, ведущее к определенному, заданному результату. Например, поведение рибосомных белков и рибосомных РНК таково, что оно всегда приводит к образованию рибосомы (в адекватной среде) Наглядным примером является так же эволюция (развитие) особи горбуши от момента ее появления (зиготы) до ее смерти. Развитие особи идет под воздействием множества программ. По целям - все программы можно разделить на две группы:

а) программы направленные на сохранение собственной жизни;

б) программы направленные на создание зиготы (зародыша).

Конечной целью эволюции (развития) особи горбуши, является создание зиготы. А смысл эволюции горбуши (зачем создавать зиготу) – сохранение своего вида. От того, что особи не осознают своего поведения, цель и смысл эволюции (развития) особи не меняется.

 

 

Список основной литературы

1. Андреев И. Происхождение человека и общества. М., 1982 .

2. Берг Л.С. Труды по теории эволюции. М.: Наука, 1977.

3. Воронин Л.Г.Физиология высшей нервной деятельности и психология. М. 1977.

4. Гуревич П.С. Куда идешь человек. Журнал: “Знак вопроса”. 1991 г. № 7.

5. Грядовой Д.И. Концепции современного естествознания, М, 1995.

6. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М, 1988.

7. Дубинин Н.П.Генетика и будущее человечества. М., 1971 .

8. Дубинин Н.П. Биологические и социальные факторы в развитии человека Вопросы философии. М., 1977.

9. Дягилев Ф.М. Концепции современного естествознания, М., 1998.

10. Зубаков В. А. Место человека в направленной эволюции: выбор будущего 20.06.2005 http://www.bestreferat.ru/referat-9116.html

11. Иорданский Н.Н Эволюция жизни М.: Академия, 2001.

12. Квинтэссенция. Философский альманах. Трубников Н. Н. Проспект книги о смысле жизни. 1990. стр. 425 – 447.

13. Коган Л. Н.. Цель и смысл жизни человека. М., 1984 г.

14. Лима де Фариа А. Эволюция без отбора. М.: Мир, 1991

15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

16. Назаров В.И. Финализм в современном эволюционном учении. М.: Наука, 1984

17. Назаров В.И. Учение о макроэволюции. На путях к новому синтезу. М.: Наука,1991

18. Пьетро Помпонацци. О бессмертии души о причинах естественных явлений или о чародействе. М., 1990 г.

19. Сутт Т. Я. Проблема направленности органической эволюции. Т.1977.

20. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М: Наука, 1987.

21. Человек в поисках смысла. Сборник. М.,1990 г.

22. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

 

 

ДРОГАНОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ,

врач семейный психотерапевт, поликлиника №3

г.Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика,

droganov@bk.ru, (+373-533)-8-82-48.